Государственное предприятие «Белгипродор» решает весь комплекс задач в области проектирования строительства, реконструкции и ремонта аэродромов. Для этих целей предприятие располагает высококвалифицированными трудовыми ресурсами, современным специальным оборудованием, техническими и программными средствами, имеет необходимые допуски и сертификаты.
Предприятием выполнены обследовательские и проектные работы по аэродромам для организаций и подразделений Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, ДОСААФ, а также других ведомств и организаций Республики Беларусь.
Работы по аэродромной тематике, выполненные государственным предприятием «Белгипродор»:
проектно-изыскательские работы для строительства, реконструкции и ремонта аэродромных покрытий аэродромов «Минск-1», «Брест», «Витебск», «Гомель», «Гродно», «Могилев», «Орша», «Липки», «Озерки», «Лунинец», «Барановичи», «Клепачи», «Браслав», замена (модернизация) светосигнального оборудования аэродромов «Гомель», «Гродно», «Могилев»,«Липки», «Озерки», реконструкция электроснабжения освещения перрона и источников аэродромного питания аэродрома «Могилев»;
строительство авиаремонтного завода на территории Национального аэропорта «Минск»(совместно с институтом «Белжелдорпроект»);
обследование искусственных покрытий с разработкой заключений об их прочности аэродромов «Минск-1», «Минск-2», «Брест», «Витебск», «Гомель», «Гродно», «Могилев», «Орша», «Липки»;
обследование приаэродромных территорий аэродромов «Минск-1», «Минск-2», «Брест», «Витебск», «Гродно», «Гомель», «Могилев»,«Орша», «Липки» с целью выявления и получения данных о препятствиях и оценки их влияния на выполнение полетов;
расчеты зон шумового воздействия(для отдельных аэродромов).
В Национальном аэропорту «Минск» государственным предприятием «Белгипродор» выполнены следующие проекты:
«Реконструкция сооружения специализированного воздушного транспорта с расширением на территории Национального аэропорта «Минск». 2-ая очередь;
«Модернизация светосигнального оборудования в РУП «Национальный аэропорт Минск» (на рулежных дорожках).
«Строительство демонстрационной площадки гражданской авиационной техники на территории Национального аэропорта «Минск».
По проекту Белгипродора в Национальном аэропорту «Минск» построен «Многофункциональный комплекс Центра бизнес-авиации».
Государственное предприятие «Белгипродор» является автором и разработчиком проекта по реконструкции Национального аэропорта «Минск» (строительство 2-ой взлетно-посадочной полосы и современного международного пассажирского терминала).
Проект был разработан государственным предприятием «Белгипродор» по международным договорам с китайскими компаниями в 2013 году во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 2 июня 2011г. №223 и решений Правительства Республики Беларусь.
Архитектурный проект на строительство второй взлетно-посадочной полосы разработан Белгипродором в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и задания на проектирование РУП «Национальный аэропорт Минск» от 15.03.2013г.
Государственным предприятием «Белгипродор» по архитектурному проекту получены:
- Экспертное заключение РУП «Главгосстройэкспертиза» от 31.12.2013 №707-17/13 с дополнением (экспертное заключение от 20.02.2014 №73-17/14).
- Заключение государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 20.01.2014 №11.
- Заключение комитета по архитектуре и строительству Минского областного исполнительного комитета от 27.11.2013 №2/2-6-358.
- Заключение комитета архитектуры и градостроительства Минского городского исполнительного комитета от 11.02.2014 №02-11/100 Ок, другие необходимые заключения и согласования.
Государственным предприятием «Белгипродор» выполняется комплекс научно-исследовательских работ по разработке технических нормативно-правовых актов в области гражданской авиации.
Разработаны и введены в действие:
- Авиационные правила «Сертификационные требования к аэродромам гражданской авиации Республики Беларусь (АП СТАГА-2012). – Минск: Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, 2012.
- Авиационные правила «Оценка соответствия аэродромов гражданской авиации Республики Беларусь сертификационным требованиям (АП ОСАГАСТ-2013). – Минск: Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, 2013.
- Авиационные правила. Аэродромное обеспечение полётов на гражданских аэродромах Республики Беларусь (АП АОПГА-2015). – Минск: Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, 2015.
- Авиационные правила «Электросветотехническое обеспечение полетов на аэродромах гражданской авиации Республики Беларусь» (АП ЭСТОПАГА-2015). – Минск: Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, 2015.
- Авиационные правила «Организация работы транспортных средств на аэродромах гражданской авиации Республики Беларусь» (АП ОРТСАГА-2016). – Минск: Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, 2016.
- Авиационные правила «Государственная регистрация и сертификация аэродромов гражданской авиации и аэропортовой деятельности в Республике Беларусь» – Минск: Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, 2010.
Государственным предприятием «Белгипродор» по заказу государственного предприятия «Белаэронавигация» выполнена инновационная работа «Создание цифровой модели местности приаэродромной территории и картографической информации аэродрома «Минск-2» и аэродрома «Гомель».
Работа выполнена в соответствии с:
- Решением научно-технического совета Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2014 №48-02/2014.
- Требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО) к электронным данным о местности и препятствиях в районе аэродромов, соответствующих современному уровню развития авиационной техники, наземных средств и систем управления полетами.
Целями работы по созданию электронных данных о местности и препятствияхв районе аэродрома являются:
- Повышение уровня безопасности полетов за счет:
— обеспечения требуемой целостности и качества публикуемых аэронавигационных данных, обеспечивающих построение оптимальных схем маневрирования в районе аэродромов;
— повышения ситуационной осведомленности летного состава и аэропортовых служб.
- Получение экономического эффекта за счет обеспечения оптимальных траекторий захода на посадку, взлета, маневрирования в районе аэродромов, а также повышения эффективности эксплуатации аэродромных комплексов.
- Улучшение экологической ситуации в районе аэродромов за счет уменьшения авиационного шума, сокращения количества выбросов при маневрировании в районе аэродромов.
- Расширение возможностей, установленного на аэродромах оборудования систем посадки (локатора обзора летного поля для аэродрома Минск-2).
В целях обеспечения требуемых целостности и качества публикуемых аэронавигационных данных, получения объективных данных о местности на приаэродромных территориях при выполнении работы используются независимые средства наблюдения и специальные программные комплексы. При этом заказчику создана техническая возможность выполнять независимую проверку полученных данных, в том числе дистанционно.
Независимую экспертизу данной работы проводили специалисты Межгосударственного авиационного комитета.
В ноябре 2020 года реализован значимый для транспортной инфраструктуры страны объект «Реконструкция сооружения специализированного воздушного транспорта аэродром Орша с капитальным ремонтом существующей взлетно-посадочной полосы, реконструкцией рулежных дорожек, с возведением объектов вспомогательного назначения»
Заказчик: РУП «Национальный аэропорт «Минск»
1 очередь – капитальный ремонт искусственной взлетно-посадочной полосы с патрульной дорогой и озеленением
2 очередь – реконструкция рулежных дорожек и оснащение аэродрома оборудованием
3 очередь – возведение и реконструкция объектов вспомогательного назначения и сопутствующих объектов
Проектирование объекта в соответствии с Указом Президента осуществлялось параллельно с выполнением работ по реконструкции, что, учитывая ответственность объекта, потребовало от проектировщиков (управление аэродромного проектирование и управление архитектурно-строительного проектирования) максимальной самоотдачи.
• Заказчик РУП «Национальный аэропорт «Минск»»
• код аэродрома – 4Е;
• класс ВПП – Б;
• длина ВПП – 3001 м;
• количество МС – 3;
• код МС–4Е;
• расчетный тип воздушного судна –В-747-400 и классом ниже.
• классификационное число покрытия PCN – 69/R/С/W/T.
• Обеспечивается точный захода на посадку по II категории ИКАО с МКпос 51° и по I категории ИКАО с МКпос 231°
Запроектирована реконструкция взлетно-посадочной полосы с устройством цементобетонного покрытия толщиной 30 см, длиной 3001 м и шириной 45 м с боковыми полосами безопасности по 7,5 м. Предусмотрена реконструкция трех рулежных дорожек с уширением (код 4Е), и одной рулежной дорожки (код 4D), а так же запроектированы две рулежные дорожки (код 4Е) и перрон на три места стоянки.
Предусмотрена реконструкция водосточной и дренажной системы аэродрома с устройством двух очистных сооружений.
Выполнено проектирование радиотехнического, метеорологического и светосигнального оборудования, электроснабжения аэродрома и сетей связи, освещения мест стоянки.
Запроектирована патрульная дорога и ограждение аэродрома с системой видеонаблюдения, площадки и подъезды к объектам управления воздушным движением и средствам обеспечения полетов.
Взлетно-посадочная полоса
Светосигнальное оборудование
Здание аэродромно-технических служб
В рамках реализации проекта по реконструкции аэродрома Орша выполнена работа по формированию цифровых данных о местности и препятствиях приаэродромной территории и картографической информации аэродрома Орша.
В процессе работы:
— выполнены координатные наблюдения навигационных элементов и объектов высотных препятствий на приаэродромной территории для формирования картографической информации (AMDB) аэродрома Орша и цифровых данных о препятствиях приаэродромной территории аэродрома Орша;
— выполнены координатные наблюдения опорных и контрольных точек фотограмметрической сети на приаэродромной территории «Орша» для внешнего ориентирования данных аэрофотосъемки с БПЛА;
— выполнены координатные наблюдения контрольных точек ЦММ/ЦМР для подтверждения качества формирования цифровых данных о местности (ЦММ/ЦМР), сформированных субподрядными организациями
— создана картографическая база данных аэродрома в соответствии с требованиями документов RTCA291C и FAA 18C;
— обработаны данные и выполнена оценка высотных препятствий аэродрома в соответствии с требованиями АП СТАГА Республики Беларусь, Приложениями 14 и 15 ИКАО;
— создана цифровая модель местности на территорию аэродрома Орша и приаэродромную территорию.
Работы по формированию цифровых данных о препятствиях приаэродромной территории и картографической информации аэродрома Орша выполнялись в соответствии с требованиями Приложения 15 ИКАО и Doc RTCA291C для внедрения независимых средств наблюдения и повышения уровня безопасности полетов.
В целях обеспечения, требуемых целостности и качества публикуемых аэронавигационных данных, получения объективных данных о местности на приаэродромных территориях при выполнении работы использовались независимые средства наблюдения и специальные программные комплексы. При этом заказчику была создана техническая возможность выполнять независимую проверку полученных данных, в том числе дистанционно.
Независимую экспертизу данной работы проводили специалисты ИКАО в лице Межгосударственного авиационного комитета. Получено положительное заключение экспертизы от 31 июля 2020 г.